Санкт-Петербург
проспект Стачек, 55
м. Кировский завод
8(967)967-22-88

  • Уникальная программа самосовершенствования для женщин "Йога. Путь Женщины"

подписаться!

Будь в курсе наших событий!

Заполни форму для получения новостной рассылки центра Живи Легко:

Х

Нажми на баннер, чтобы узнать подробности и записаться для участия в уникальной программе саморазвития для Женщин!

Ментальные искажения

Ментальные искажения Подавляющее большинство искажений связано с уровнем ментального мироощущения. То, каким образом мы воспринимаем окружающую нас действительность, согласитесь, во многом зависят наши поступки, настрой, формирование системы ценностей.

Менталитет – это образ наших мыслей, предопределяющий логику наших действий и внутреннюю мотивацию (объяснение самим себе, почему мы делаем так, а не иначе), ориентацию во времени, пространстве и череде событий.

Давно доказано, что в зависимости от эмоционального состояния у людей меняется восприятие той или иной внешней информации. На этом принципе построены многие методики психоанализа, когда предлагается описать ту или иную абстрактную картинку – и ассоциации, которые оная вызывает у человека, говорят о его внутреннем состоянии.

Тем не менее очевидно, что все очень индивидуально, и мы даже представить не можем, каким видится мир нашему приятелю или случайному прохожему. Есть лишь некие общепринятые нормы, которые мы привыкли условно называть объективной реальностью. И это первоочередное обстоятельство, которое порождает феномен ментальных искажений.

Если мы говорим друг другу – «это зеленый стол», а видим его по-разному (для кого-то он кажется изумрудно-зеленым, для кого-то цветом морской волны и т.д.), это ведь вовсе не означает, что стол на самом деле зеленый. Но важно не это. Гораздо важнее нам определиться, что именно нам кажется зеленым. Каков он — зеленый — вне нашего восприятия? И вот поскольку подавляющее большинство наших взаимодействий с окружающим миром зиждется на подобного рода домыслах, подтекстах и неписанных/неоговоренных условностях – возникновение искажений становится неизбежным.

Что уж говорить о том, что мы поддаемся внушению, убеждению и даже гипнозу. Искажения в этой области неплохо усвоили производители разного рода рекламы – нас санкционированно зомбируют разнокалиберной информацией о товарах, создавая из людей стабильно потребляющий механизм, основанный на доминирующих на рынке брендах и маркетинговых стратегий. В суете будничных проблем мы просто не замечаем этого воздействия или вынуждены пытаться не обращать внимания и редко задумываемся о том, как нейтрализовать эффект подобных искажений.

Особая тема – это вопросы интерпретации тех или иных событий, воспринятой нами информации, осознание и вписывание в ментальную картину мира отрывочных и порой не связанных друг с другом ситуаций. Искажения в данной сфере – это неверная (а точнее – наиболее удаленная от реального положения дел) интерпретация, подмена значений, нарушение логики связи разных событий. Ключевое слово в данном контексте – отрывочный. Никто не стоит рядом с нами, как в школьные годы, и не объясняет все причинно-следственные связи того или иного происшествия. Приходится либо думать самим, сопоставляя разные данные и взвешивая все «за» и «против», либо беззаветно доверяться стихийному стечению обстоятельств, ну и прощать тех, кто вдруг назовет нас, мягко выражаясь, недалеким человеком. Думать самостоятельно – это особая привилегия, которой не каждый себя удостаивает. Вспомните, как часто вы принимали решение самостоятельно, не посоветовавшись с приятелем, не спросив рекомендаций знакомых или даже не отчитав в интернете отзывов виртуальных пользователей? Хотя ответ и вызывает улыбку, но иначе мы не можем, ибо чувствуем себя одинокими. В какой-то степени нам кажется, что рекомендации других людей помогут нам избежать опасности, в какой-то, и надо это признать, – мы просто не слишком доверяем себе, проницательности, вкусу, логичности мышления и т.д.

Однако, зачастую в стремлении к лучшему или более выгодному решению мы попадаем в ловушку искажений, как собственных, так и навязанных нам извне. Представьте себе ситуацию, что вы попросили своего секретаря (молодую гламурную девушку) купить подарки вашим бизнес-партнерам, не уточнив деталей… Немного утрированно, но результат может оказаться весьма неожиданным, даже если перед покупкой подарков девушка обзвонить нескольких солидных знакомых и посоветуется в бухгалтерии насчет оптимальности затрат на непредвиденные расходы.

В то же время, стоит отметить, что искажения зачастую помогают нам справиться со стрессом. Если бы мы в полной мере сознавали тяжесть своих проблем, всевозможные опасности, которые подстерегают нас на жизненном пути, то вряд ли бы вообще решились выходить на улицу. Гораздо проще нам «немного лукавить», убеждая себя в не совсем реальных вещах – что дети у нас вундеркинды, что мы сможем выплатить ипотеку и нас никогда-никогда не уволят с работы, что наши ошибки в тексте важного письма никто даже не заметил и проч. Искажения помогают нам верить в себя, справляться с искажениями окружающей действительности, сохранить душевное равновесие и здоровый оптимизм.

Кроме того, зачастую искажения – если не единственный, то очень эффективный способ решить проблемы совершенно разного уровня сложности. Благодаря искажениям мы берем на себя смелость, искать и находить нестандартные подходы разруливания ситуаций, неординарно мыслить, выходить за рамки привычного.

И безусловно искажения помогают нам – реализовать себя. Если бы мы не ставили себе целей, не назначали бы планок новых и новых достижений, то погрязли бы в рутине похожих друг на друга дней, не подозревая о том, на что способны на самом деле. Консалтинговая компания "Elasti-city"